Место силы


Творчество художника отличает независимый взгляд на окружающую действительность, так, например, искусствовед В. Левашов дает очень точную характеристику: “…тактильный взгляд художника членит мир по-своему, без оглядки на чужой опыт”. В то же время краеугольным камнем художественного высказывания автора становится не независимость взгляда, а передача чувственности момента или «внутреннего поля» увиденного. Именно с целью передачи внутренних переживаний в процессе созерцания художник пишет по памяти, когда визуальные образы притупляются, а эмоции обретают новые грани. Все это позволяет достичь высочайшей точки интимности и мечтательности.


Выставка состоит из четырех взаимосвязанных частей, выполненных в жанре походных зарисовок. «Основой этой живописной серии стали увиденные мной камни мегалиты - древнейшие каменные памятники, расставленные по всем уголкам земного шара, часто именуемые «местами силы», - говорит Александр. Художник рассматривает персонажей и предметы, представшие перед его взглядом, как по отдельности, так и объединяя их в одной пейзажной композиции с целью привлечь внимание к новым местам силы внутри повседневного городского ландшафта. Мы видим туристов, которые традиционно нагружены привычными предметами походного быта. Автор намеренно фиксирует богатство бесполезных деталей, ведь зачастую люди чувствуют необходимость взять часть своего мира в путешествие. Другие участники событий - люди, созерцающие мегалиты. Они способны абстрагироваться от предметов повседневности и фотоаппаратов и попытаться проникнуться величественностью форм древних артефактов и почувствовать дух истории места. Также взгляд останавливается на древних каменных памятниках (оленных камнях и менгирах), которые формируют фокус пейзажа, и наскальных рисунках, образующих фантастические ландшафты.


Александр связывает различные элементы композиции через цветовые ритмы, вовлекая зрителя в процесс созерцания. Важную роль играет глубина и восприятие атмосферы пространств, что позволяет автору считать, что «современные абстрактные скульптуры, окружающие нас в повседневности больших городов, казалось бы, и были созданы под впечатлением странных форм доисторических монументов».


Автор будто призывает задуматься о потере и о том, что действительно важно для человека. Время ускользает, меняется суть и форма вещей, а память фрагментируется под воздействием повседневных реалий. Именно поэтому столь точное документирование не самого момента, а памяти момента ставится особенным и удивительным. Александр создает живописные альбомы, чтобы навсегда запечатлеть значимые моменты жизни, которыми охотно делится со зрителями.


Ксения Подойницына