Александр Погоржельский



Вещи и люди нас
окружают. И те,
и эти
терзают глаз...


Й. Бродский.



Получив самое «классическое» российское образование в области искусства,
окончив художественную школу и институт им. В. Сурикова, тем не менее,
Александр Погоржельский не остался «замороженным» в реалистической
живописной традиции. Неожиданный ракурс, метод работы, сюжеты, в
большинстве своем представляющие собой срез современной молодежной
культуры: все это - составляющие живописного видения художника.


В лирической серии Времена года в, казалось бы, бытовом
сюжете - утолении жажды - можно проследить как смену времен года, так и
взаимоотношения между людьми, от одиночества и простого знакомства до
дружеского расположения. Повторяющееся действо только подчеркивает
ощущение «что было, то и будет». Солнце сквозь дно пластикового стаканчика,
нос как гора- переплетение глобальности и значимости явлений природных и
частных, случайных жизненных ситуаций - есть одно из основных свойств
живописного видения Александра Погоржельского. Пристальный интерес
художника к предмету, к деталям выводит произведения на уровень
постижения и валоризации каждого момента бытия.

Смешанные чувства возникают при взгляде на работы серии Яд: то
ли настороженности, то ли подвоха. С одной стороны - ирония, с другой -
посткатастрофическое ощущение пустоты. Неожиданный ракурс при взгляде
на распространителя пестицидов (Желтый баллон) - и опрыскиватель
становится инструментом-убийцей, результат его работы налицо (Муха).


Пытливый исследовательский взгляд художника каждый раз дает зрителю
импульс острого ощущения ценности «здесь и сейчас».



Ася Силаева
Для выставки «Russia fly by»

Salzburg 2006