Журнал «Огонек» 4-10 июля 2005


«Попсовая взрывная волна»

Художник становится участником воображаемых ужасов.


25-летний москвич пишет Москву с натуры, пририсовывая в небе
над родным городом романтические ядерные грибы. В сочетании
ужасного и прекрасного он видит проявление человеческой
двойственности и самой природы красоты.

Саша Погоржельский работает в самом живописном месте
сталинской Москвы - на Песчаных улицах, близ Ходынского
поля. Но столицу на этом холсте он писал с крыши доходного дома
«Россия», что на Сретенском бульваре. Был у знакомого художника в гостях,
потом вылезли на крышу – и открылся удивительный вид на окресности.


«А взрыв зачем?» - «Мне в то время были очень интересны атомные взрывы,
я собрал коллекцию их изображений», – говорит Саша. – «Зацепила их красота.
Человеку вообще свойственна двойственность: любит красоту и одновременно
смерть. В атомном взрыве есть и то и другое».

«Моя Москва» входит в живописную серию про атомные взрывы, причем все картины
написаны в разных манерах – от примитивизма до гиперреализма.

Художник учавствовал в главных проектах последних лет – от «Арт–Клязьмы»
до Биеналле-2005. Молодой художник получил классическое советское образование
в Суриковке у Татьяны Назаренко. Искусствовед Сергей Хачатуров критически
относится к работам Саши: «Работы Погоржельского – это, как сейчас модно говорить,
качественная вещь, но вторичная по отношению к работам Виноградова и Дубосарского,
к имитациям соцреализма».

Художник от соцреализма отрекается: «Все это чушь, никакого отношения к соцреализму
не имею. Это прежде всего соцзаказ, а я пишу то, что хочу, в разных стилистиках. И хочу
чтобы эти вещи продавались». «Вы хорошо относитесь к попсе?» – «Очень».


Сергей Никитин